8 800 302 06 29
Формат работы SEO-специалиста: фриланс, агентство или in-house?
logo Site Elite Studio
Формат работы SEO-специалиста: фриланс, агентство или in-house?
09 сентября 2021
SEO

Формат работы SEO-специалиста: фриланс, агентство или in-house?

≈ 5 мин. 1208
Оглавление

Услуги SEO-специалистов крайне востребованы на современном рынке: оптимизация веб-ресурсов играет одну из важнейших ролей в развитии практически любого бизнеса. Умелое продвижение позволяет достигать множества целей:

  1. Сайты соответствуют требованиям поисковых систем, не попадают под фильтры роботов Google и Яндекса.
  2. Улучшаются позиции по соответствующим запросам в выдаче.
  3. Увеличивается посещаемость, охват аудитории (что влечет за собой увеличение конверсии).

Перспективы у SEO-мастеров отменные — каждый при желании может развивать свои навыки комплексно или выбрать специализацию:

  • семантика;
  • линкбилдера;
  • технического специалиста;
  • аутричера (линкбилдера, размещающего ссылки по договоренности с партнерами).
SEO подразумевает работу с немалым количеством сервисов и программ. И вариантов развития карьеры в этой сфере тоже немало

Любой путь открывает широкие возможности для выбора места (и метода) работы. При этом SEO-специалист (как начинающий, так и профессионал-оптимизатор) может работать в агентстве, in-house команде или на фрилансе. Рассмотрим, какие преимущества и недостатки имеет каждый из этих вариантов.

Фриланс: быть или не быть?

SEO на фрилансе — выгодная работа для опытных специалистов (уровня Middle, Senior). Фрилансер непосредственно работает с клиентами, поэтому от него требуется умение не только применять навыки из области оптимизации, но и успешно коммуницировать, быть самоорганизованным, а также помнить о собственной репутации. Ведь во многом фрилансеров «кормит» именно она.

Мастер высокого уровня:

  • Каждый проект ведет в индивидуальном порядке.
  • Проявляет креатив в подборе услуг.
  • Сотрудничает по договору с «прозрачными» условиями.
  • Может свободно рассказать о своих условиях ценообразования.
  • Нередко работает ночью, в выходные, в условиях форс-мажора.
  • Предоставляет заказчику отчеты по требованию.

Обычно фриланс-профессионалами становятся ушедшие «на вольные хлеба» эксперты в конкретной нише или бывшие сотрудники заслуженных SEO-агентств. Они получают хорошие отзывы, набирают «блестящее» портфолио — и устанавливают высокие цены на услуги.

Но в целом, как правило, сотрудничество с фрилансером обходится заказчикам дешевле, чем с агентством или in-house мастером.

Далеко не каждый фрилансер может спокойно работать в кафе или, скажем, на пляже. Слишком много отвлекающих факторов — нужно уметь им противостоять

Начинающий оптимизатор вряд ли сможет быстро выйти на высокий уровень дохода: конкуренция велика, выбор исполнителей по различным критериям широк. Кроме того, он рискует просто не справиться с объемной нагрузкой. Требуется высокая мотивированность, чтобы в течение длительного времени нарабатывать опыт и репутацию.

Обобщим плюсы и минусы SEO на фрилансе:

Выгоды

  • Возможность выбора проектов (и клиентов) по своему вкусу.
  • Возможность расширять перечень услуг при получении новых знаний и наработке новых навыков.
  • Свобода:
    • планирования рабочего процесса, графика занятости;
    • принятия и реализации решений в рамках проектов;
    • выбора места выполнения работ.
  • Полный контроль дохода (получение 100 % прибыли с проектов).
  • Относительно широкие рамки ценообразования.
  • Возможность организации мини-агентства из фрилансеров (для владельцев раскрученного личного бренда).

Недостатки

  • Ограниченность выбора и степени сложности проектов.
  • Полная непосредственная ответственность перед клиентом за результаты работ.
  • Многозадачность (с учетом основной нагрузки):
    • самостоятельный поиск клиентов, поддержание коммуникаций;
    • ведение бухгалтерии;
    • работа в области менеджмента и пр.
  • Необходимость самостоятельного приобретения/обновления рабочих инструментов.
  • Ограничение уровня дохода:
    • законами рынка (выше конкуренция — ниже средние расценки на проекты);
    • способностью исполнителя приумножать клиентуру;
    • степенью работоспособности исполнителя (перерывы по здоровью или на отдых не компенсируются);
    • степенью ответственности клиентов (задержка оплаты, несогласие платить и пр.).
  • Увеличение риска:
    • застоев в развитии из-за отсутствия обмена опытом со «смежными» специалистами, потери навыков взаимодействия с командой;
    • выгорания при проблемах с самоорганизацией.
  • В случае формирования команды смежных подрядчиков (разработчиков, дизайнеров, копирайтеров) — необходимость самостоятельно подбирать людей и согласовывать рабочие процессы.
  • При стремлении к заработкам выше среднего — необходимость поддерживать известность в комьюнити, успешно выступать на тематических конференциях, публиковать полезные статьи.

Те, кто планирует войти в профессию с нуля, все же могут найти свою нишу в статусе фрилансера, если не претендуют на крупный заработок и имеют должный уровень целеустремленности и ответственности. Такие люди, работая «за кейс и опыт», быстро набирают портфолио с проектами из разных сфер, приобретая базу для дальнейшего развития (и часто уходят из фриланса в найм).

In-house: рыцарская верность

In-house специалист — это оптимизатор, принятый в штат компании и занимающийся только продвижением сайта этой компании. К таким мастерам обращаются фирмы со сложными проектами или большим их количеством. Обычно это происходит, когда бизнесу выгоднее (на первый взгляд) нанять SEO-специалиста в штат на оклад, нежели платить за каждый свой проект фрилансеру или агентству.

In-house SEO — занятие для Middle-специалистов, которым нужны кейсы и опыт в конкретной нише и которые могут:

  • посвятить все рабочее время проблемам одного бизнес-домена;
  • участвовать во всех этапах разработки веб-ресурса;
  • реализовывать продвижение с учетом особенностей локальных процессов в фирме (аналитика, маркетинг-цели, экспериментирование с тактикой и пр.);
  • действовать гибко и креативно.

Но желательно, чтобы компания, нанимающая такого специалиста, располагала ресурсами для формирования полноценного SEO-отдела. Помимо оптимизатора, в него должны входить программисты, копирайтеры, дизайнеры и пр.

In-house SEO помогает привлечь всех членов команды к достижению единой цели. При этом оптимизатору часто требуются навыки из области менеджмента

Перечислим плюсы и минусы in-house занятости:

Выгоды

  • Полная вовлеченность как в выбранный проект (продукт), так и в конкретную бизнес-нишу с развитием уникального бренда.
  • Относительная незаменимость в компании (не только SEO, но весь проект во многом «завязан» на одном сотруднике).
  • Открытый доступ к рабочим ресурсам.
  • Стабильность бюджета.
  • Свобода формирования четко отрегулированных рабочих процессов, реализации свежих идей.
  • Легкость взаимодействия с командой.
  • Высокая (иногда выше, чем на фрилансе) оплата работы + бонусы.

Недостатки

  • Риск потери экспертности из-за развития в рамках одного бизнес-домена (направления), без нестандартных задач и кейсов.
  • Отсутствие обмена информацией и опытом с компетентным в SEO наставником.
  • Необходимость соответствовать индивидуальным критериям руководства.
  • Многозадачность (частое выполнение смежных задач).
  • Более высокий уровень ответственности за принятые решения и их последствия, чем в агентствах, где есть аккаунт-менеджеры.
  • Возможные проблемы при приобретении дорогостоящих рабочих инструментов.

Как правило, сотрудничество с профессионалом in-house обходится организациям дороже, чем с агентствами. Это не всегда объясняется высоким уровнем компетентности. Бывают случаи, когда фирма обучает SEO-продвижению с нуля одного из штатных сотрудников: такой оптимизатор осведомлен о внутренних процессах и проблемах компании, заинтересован в успешном развитии бизнеса, а главное, находится под полным контролем руководства.

Однако не каждая организация готова оплачивать качественное профильное обучение и рабочие программы, учитывая расходы на зарплату и соцпакет, закупку ссылок, площадок для размещения и т. д. Кроме того, предпринимателям, далеким от цифровой сферы, сложно оценить объективно качество и методы работы SEO-мастеров.

Агентство: фулл-тайм с клиентами

Большая часть SEO-специалистов, выходящих на рынок, устраивается в агентства — комплексно работающие в сфере диджитал или сосредоточенные только на поисковом продвижении. Агентство — универсальный вариант для оптимизатора практически любого уровня (кроме разве что топ-экспертов):

  • легко найти вариант трудоустройства, выбирая условия по душе;
  • удобно войти в профессию, наработать навыки, а затем определиться с личными целями;
  • после наработки опыта можно свободно перейти во фрилансеры или in-house эксперты.

Всего через год работы в агентстве старательный новичок может выбирать, по какому пути развития идти дальше — подниматься по карьерной лестнице, доходя до уровней Middle, Senior, Head of SEO, или же развиваться в узком направлении.

Разберемся с плюсами и минусами этого варианта занятости:

Выгоды

  • Возможность работать в качестве стажера или помощника оптимизатора (для новичков) под контролем опытного куратора.
  • Комплексное «прокачивание скиллов»:
    • взаимодействие с уже сформированной командой из смежных специалистов;
    • решение задач различной сложности для десятков и сотен разнообразных веб-ресурсов;
    • получение практического опыта в разных нишах и сферах, от SEO-аудита до маркетинговых стратегий.
  • Корпоративный доступ к современным инструментам и сервисам по автоматизации процессов, аналитике и др.
  • Постоянный обмен опытом с мастерами сходного профиля и специальности, в том числе на тематических мероприятиях.
  • Отсутствие непосредственного общения с клиентами (это входит в обязанности аккаунт-менеджера).
  • Карьерный рост, рост дохода по мере накопления опыта.

Недостатки

  • Рутинные обязанности (в агентствах конвейерного типа).
  • Большой объем работ.
  • Растущие риски выгорания при распределении внимания между разными проектами (для новичков без наставников).
[Кейс] Повысили посещаемость в 7+ раз и увеличили ежемесячный объем продаж с сайта до миллиона рублей
Как мы в 7+ раз подняли посещаемость и увеличили продажи интернет-магазина пиломатериалов до 1 000 000 ₽ в месяц.
Работать в агентстве можно по-разному. Можно «отсиживать каторгу» в душном офисе. А можно свободно и легко раскрывать свои возможности в общении с коллегами

В хорошем агентстве недостатки работы SEO-специалиста сводятся к минимуму:

  1. В портфолио такого агентства имеется достаточно успешных проектов (не обязательно крупномасштабных). Бывает, что агентство с командой в 30 человек ориентируется в трендах рынка и использует современные методики лучше, чем «мастодонт» со штатом в 300 сотрудников. При этом влиться в небольшую команду — и нарабатывать новый опыт — гораздо проще.
  2. Новичкам предлагается бесплатное обучение с наставничеством (именно поэтому данный вариант входа в профессию SEO считается приоритетным).
  3. Новым сотрудникам еще в начале работы над проектами подробно разъясняют, какими темпами и почему может пойти продвижение конкретного сайта. То же самое объясняют заказчикам (а не просто предоставляют отчеты о проделанных работах в виде реального измеримого результата — рост трафика, конверсий и пр.). Например, если в Яндекс.Вордстате изначально видно, что товары или услуги клиента не слишком востребованы в поисковых системах, не стоит ждать быстрого роста продаж за счет SEO-работ. Но даже если спрос на предложение клиента невероятно высок — ему все равно не дадут 100 % гарантию успеха, поскольку в SEO его гарантировать невозможно!

По степени надежности и уровню затрат сотрудничество с агентством, предоставляющим услуги SEO, оптимально для большинства заказчиков.

Некоторые агентства, развиваясь и расширяя сферу деятельности, запускают собственные проекты. Так, в Site Elite Studio открыта запись на курс «SEO-специалист» в рамках образовательного проекта STUDYTO.ME. Проходя digital-обучение, вы сможете перенять опыт и знания у практикующих специалистов: ведущими курса являются эксперты в области поискового продвижения — сотрудники Site Elite Studio.

Выводы

Каждый оптимизатор решает сам, как ему развиваться, в зависимости от личных потребностей и предпочтений. Можно продвигаться по маршруту, проложенному другими людьми, а можно открывать свои «неизведанные тропы». Главное — знать, куда и зачем идешь.

Желаем успехов в определении своего пути!

Автор: Site Elite Все статьи автора
Давайте дружить!
Похожие статьи
Вам также будет интересно
Контакты

Нужна встреча, чтобы
принять решение?

Наши руководители готовы лично помочь и обсудить детали.
Позвоните, чтобы договориться о встрече или , и мы сами перезвоним.

vladimir

Владимир Варич
Коммерческий директор
+7 (920) 699-82-04
E-mail: vladimir@st-lt.ru

vladimir

Ольга Гайдукова
Руководитель отдела продаж
+7 (967) 555-98-77
E-mail: olga@st-lt.ru