Сегодня нам хочется дать некоторые рекомендации по основам html и css для интернет-маркетологов. Дело в том, что в силу своей работы им
Наверняка многие наслышаны о том что при создании сайта важно помнить об удобстве его для пользователя. Для начала разберемся что именно подразумевают под удобством использования сайта и почему это так важно. И конечно разберем несколько особенно важных моментов которые следует учитывать при создании сайта.
Удобство использования сайта посетителем принято обозначать термином юзабилити. Этот термин применим ко всем сферам дизайна, но в веб-разработке его можно определить следующим образом.
Юзабилити (англ. usability — дословно «возможность использования», «способность быть использованным», «полезность») - в веб-дизайне это степень удобства структуры и дизайна сайта для пользователя и достижения им каких-то целей.
Другими словами юзабилити оценивает на сколько сайт понятен и удобен пользователям для достижения ими каких-то целей, например покупки товара на сайте, просмотра информации о компании, просмотра перечня услуг компании. Кажется это довольно простая вещь, но на практике при создании сложных по структуре сайтов возникает множество проблем, барьеров которые мешают пользователям достигнуть поставленной цели.
К тому же не стоит забывать и о том что каждый сайт создается для чего-то. Например, если задачей вашего сайта продажа товаров через интернет, то нужно очень внимательно отнестись к тому чтобы посетитель без каких-то лишних вопросов и проблем достиг желаемой вами цели. И по возможности направить и помочь ему совершить покупку.
Почему это так важно?
«В Web-е юзабилити является необходимым условием выживания. Если с веб-сайтом трудно работать, посетители просто уходят с него. Если главная страница сайта не заявляет четко и ясно, чем занимается компания, и что какие задачи сайт позволяет выполнить, посетители уходят. Если сайт запутанный, посетители уходят. Если информация на сайте трудна для восприятия и не отвечает на ключевые вопросы посетителей, они уходят. Уловили мысль? Не бывает таких посетителей, которые внимательно изучают "справочное руководство по работе с сайтом" или тратят свое время на освоение его интерфейса. В Web-е полным полно других сайтов, поэтому уйти с сайта - первое побуждение, возникающие у посетителей, когда они наталкиваются на трудность.» (Стив Круг)
Несколько практических советов по юзабилити
В веб-дизайне не существует некого «правильного» способа создания сайта. Так как процесс дизайна сайта довольно сложен, он должен отвечать не только целям конкретной компании, но и потребностям и ожиданиям посетителей данного сайта. Но можно быть уверенным в том что есть несколько основных принципов, которые всегда имеет смысл учитывать. И именно несколько ключевых принципов мы рассмотрим в данной статье.
1. «Не заставляй меня думать!»
Этот принцип стал основой в одноименной книге Стива К. Его можно воспринимать как некое обращение или восклицание вечно куда-то спешащего пользователя направленное к сайту. По мнению Стива К. это главный и основной принцип юзабилити, который является решающим при оценке того, что и как работает (или не работает) в веб-дизайне.
Более конкретно этот принцип означает, что в той мере, насколько этого можно достичь, страница сайта должна быть максимально простой, понятной и «самоочевидной». Другими словами, пользователь должен сразу «схватить» ее - понять, что на ней и как ей пользоваться без затраты каких-либо усилий.
2. Все важное должно находиться слева
Пионером в области юзабилити Якобом Нильсеном были проведены исследования движения взгляда пользователя при чтении веб-страниц. Результаты которых показали, что участники сканируют страницу взглядом по, так называемому F-образному шаблону. Что значит, что внимание пользователей концентрируется в левом верхнем углу. Конечно стоит учитывать что данные показатели соответствуют привычной для нашей культурной среды манере чтения слева на право.
Конечно это довольно известная информация и в каждом отдельном случае вопрос о расположении главных элементов на сайте будет решаться индивидуально. Например, если на абсолютно чистой странице вы расположите логотип справа и это будет единственная на ней информация, будьте уверенны что ее заметят. Но тем не менее никогда не стоит забывать об этом принципе юзабилити и часто он станет помощником в размещении более важной информации.
3. Пишите тексты для интернета
Не раз уже писалось о том, что пользователи интернета в действительности не читают содержимое страниц, а просматривают. Для увеличения вероятности того, что ваши посетители прочитают большую часть вашего контента, нужно использовать методы облегчения текста для чтения.
Писать для интернета значит:
- использовать заголовки и подзаголовки;
- писать короткие параграфы;
- использовать списки;
- писать точно в тему (а не заполнять пространство рекламным шумом).
Другими словами текст нужно визуализировать или буквально «разжевывать», выделить главное и заинтересовать посетителя для прочтения остального текста.
Так же, текст для сайта должен:
- отвечать на вопросы пользователей и
- использовать для этого простой язык без специальных терминов (это также улучшает видимость вашего текста в поисковиках, так как пользователи ищут нужные им документы по своим словам, а не по вашим специфическим терминам)
Немаловажно помнить о хорошей доступности текста для чтения, так как это улучшает восприятие и скорость чтения и ,конечно, увеличивает вероятность того, что пользователь продолжит чтение, а не покинет страницу. Существует много факторов, которые влияют на легкость чтения, включая выбор шрифта, размер шрифта, высоту строки, контрастность текста, и пробелы.
Проведем небольшое юзабилити тестирование для вашего сайта.
Вот несколько вопросов на которые посетитель сайта должен ответить не задумываясь:
- Что это за сайт? (Логотип компании)
- Где я нахожусь? (Название страницы и навигация)
- Какие главные разделы на этом сайте?
- Какие возможности или опции есть на этом сайте?
Если ваш сайт отвечает на эти вопросы быстро и четко, считайте что вы избавили вашего пользователя от основных трудностях нахождения на сайте.
Что еще можно почитать про юзабилити?
Для более подробного изучения данного вопроса можно обратиться к книге Стива Круга «Не заставляй меня думать!» и статьям Якоба Нильсена, на основе которых написана данная статья.
Не забывайте про то что интернет никогда не стоит на месте и решая какие-то определенные задачи мы постоянно будем сталкиваться с теми или иными трудностями юзабилити. Поэтому для изучения юзабилити сайта следует обратится к специалистам.
Полезные ссылки
Для начального самостоятельного онлайн-тестирования можно обратится к интернет ресурсам. Более подробно об этом вы можете прочитать здесь.