Первое правило каждого «пишущего» человека — создавать тексты не для себя, а для целевой аудитории. И чем лучше получится изучить сегменты ЦА и понять, что тревожит читателей, тем эффективнее будут работать тексты.
Для генерации бесконечного количества идей используется матрица контента — это источник вдохновения, которым удобно пользоваться при составлении контент-плана.
В статье расскажем, как собирать матрицу контента, чтобы иметь в запасе десятки тем на каждый день.
Чем матрица контента отличается от контент-плана и рубрикатора
В матрице контента собираются все сгенерированные идеи, даже самые безумные. Они выписываются в определенной последовательности в зависимости от типа контента. Затем из идей выделяют рубрики, по мотивам которых готовят посты. В рубрикаторе описывают предназначение постов и каждую рубрику шлифуют по типу публикаций, целям, количеству выпусков и уникальным хештегам. Контент-план создается для планирования выпусков постов по дням, тексты соотносят с необходимой рубрикой.
Матрица контента
Для создания матрицы контента важно понять, что именно мы предлагаем, кто наша целевая аудитория и какие у нее боли.
Для примера возьмем салон красоты:
- Кто наш клиент: салон красоты, стоимость услуг — выше средней.
- Кто его целевая аудитория: женщины в возрасте 26-45 лет — 90%; мужчины (парни или мужья этих женщин) в возрасте 26-45 лет — 10%. У клиентов высшее образование, есть личный бизнес, они занимают руководящие должности.
- Какие боли у ЦА: скорость оказания услуг, качество, комфорт, чистота, стерильность.
В таблице выделяем три типа контента:
- Прагматическая помощь (чем клиент может помочь ЦА).
- Поддержка сообщества (как сообщество может помочь другим подписчикам).
- Эмоциональный контент (всё, что вызывает чувства, эмоции у подписчиков: подборки нелепостей, того, что восхищает/пугает).
Матрица контента может выглядеть по-другому. Если вы погуглите, то найдете десятки разных схем. Почему нет единого образца? Матрица контента обычно создается для конкретного проекта и с учетом его потребностей.
Рубрикатор
Рубрикатор — это документ с названиями и описаниями постоянных рубрик, их периодичностью, типом контента, а также целями.
Рубрика — это тема или формат, по мотивам которой мы готовим посты.
Как выглядит рубрикатор:
Обычно в рубрикаторе важно отразить:
- Название рубрики — емкое название для быстрого определения тематики постов.
- Тип публикации — какими способами мы можем транслировать данную рубрику.
- Цели — зачем данная рубрика нужна, какую пользу читателю она несет.
- Площадка — на каких площадках рубрика может использоваться.
- Формат — какой формат размещения подходит для рубрики.
- Частота — как часто в месяц должна выходить рубрика.
Контент-план
В контент-плане важно отразить даты выхода постов/статей, авторов, рубрики, заголовки, сам текст. То есть это утвержденный документ, по которому работает копирайтер, SMM-специалист.
Мы в Site Elite используем контент-план в виде календаря постов, где по цвету отличаем посты от сториз. Это позволяет увидеть полную картину выходов контента на длительный срок.
Где брать информацию и как заставить контент работать?
На сладкое — отрывок из заповеди контент-менеджера SE:
- Всегда помни, что основная ценность всегда будет у тех постов, которые действительно откликаются у читателя.
- Не рерайти первую попавшуюся в Google статью — она должна дать лишь идею, а для реализации итогового текста нужно рассказать о ней сквозь опыт компании или бренда. Только так это будет ценно.
- Помни о полезности. Всегда ставь конкретную цель полезности поста для читателя. Если ее до сих пор нет — перепиши текст. Снова не появилась — отложи в матрицу контента и возьми другую тему. Возможно, классная мысль посетит тебя позже, ты посмотришь на этот пост под другим углом, сможешь выжать из него полезность и вернуть в контент-план.
- Опиши подробно, зачем нужен пост для сегмента ЦА, какую должен дать пользу, какие эмоции должен вызвать.
- Используй при генерации идей любую доступную информацию — прайсы, анкеты, кейсы, задавай вопросы и проси дать ответы.
- Вопросы для сотрудников или клиента готовь заранее и цельным списком, чтобы диалог был не пустой, а с заданными целями.