Сегодня в центре нашего внимания Эдвард де Боно – британский психолог, писатель, эксперт в области творческого мышления.
Он работал с такими компаниями, как IBM, British Airways, Ericsson, Siemens и др., в свое время его приглашала в Москву Академия наук для общения с преподавателями спецшкол.
Если вас интересует, как креативно думать, творчески мыслить, как развивать свой мозг, то, его подходы могут быть весьма полезны (желающих, прошу загуглить).
Однако, самое популярное, что связано, с его именем - это, пожалуй, теория «шести шляп».
Она заключается в том, как придумывать интересные идеи, как творчески мыслить, как делать совещания эффективнее, как лучше понимать окружающих, как совершенствовать групповую работу, как вести внутренний диалог с самим собой… В общем полезная универсальная вещь.
Итак, если кратко:
Когда мы думаем, происходит некий процесс. У нас по одному и тому же вопросу могут быть различные мысли, идеи, чувства, опасения... И все это можно структурировать на 6 режимов мышления – 6 шляп (сами шляпы – это метафора, которая призвана сделать методику более запоминающейся и игровой) .
Почему шляпы? А потому что в английском языке шляпа – это не просто головной убор, она ассоциируется с видом деятельности – шляпа кондуктора, шляпа полисмена. Надевая определенную шляпу, мы занимаемся определенной деятельностью. Мысленно надевая шляпу определенного цвета, мы выбираем соответствующий режим мышления.
А теперь о шляпах:
Белая шляпа – факты, данные, числа, статистика, мы думаем как компьютер.
Черная шляпа – полная критика, все видим в черном цвете, все недостатки и слабые места, все к чему можно придраться. И обосновываем, разумеется!
Желтая шляпа – противоположность черной. Плюсы, выгоды, возможности, преимущества…
Зеленая шляпа – зная плюсы и минусы, обладая некими фактами, мы пытаемся найти новый подход к решению поставленной задачи (для этого можно использовать методы латерального мышления Эдвард де Боно – возможно об этом подробнее позже, а желающие узнать все прямо сейчас – опять попрошу загуглить)
Синяя шляпа – Процессом мышления нужно управлять, вы всегда должны понимать, чего в конечном итоге хотите достигнуть и держать эту цель в голове. Это, если мы говорим о личности.
Если мы говорим о группе людей, то, как правило, руководитель или ведущий на протяжении всего процесса находится в синей шляпе и контролирует, чтобы все шли к одной и той же цели.
Красная шляпа – наши эмоции, чувства, предчувствия, переживания, интуиция…
Определяющий момент – менять роли и надевать/снимать разные шляпы.
Шляпа – не показатель вашего стиля мышления. Ценность методики – именно в попытке использовать все шесть режимов мышления. Вы можете в целом, являться личностью эмоциональной и ходить по жизни в «красной шляпе».
При этом часто для решения каких-то задач гораздо полезнее и выгоднее попробовать примерить на себя различные шляпы и поглядеть на одну и ту же ситуацию с разных сторон.
Проверьте, уверена, узнаете много интересного!